- Константин Великий
- (по имени Гай, по-друг. Марк) Флавий-Валерий родившийся в 274 г. от Констанция Хлора и Елены. К. занял престол, провозглашенный солдатами Бретании императором, несмотря на то, что преемником считался Север. Когда в Риме цезарем был избран Максенций, а в 311 г. умер Галерий и новый цезарь не был избран, а на его место явилось 3 цезаря, К. В. сблизился с Лицинием, a Максенеций с Максимином то прежняя дружба была нарушена и началась кровопролитная война. Важнейшею битвою была битва на фламиниевой дороге, в которой превышающий численностью Максенций был побежден и во время бегства утонул в Тибре. Римский народ с радостью приветствовал К.; в 313 г. состоялся съезд, решающий вопрос о веротерпимости и определяющий отношения К. В. с Лицинием. Но соглашения их были вскоре нарушены, что привело к новой войне К. В. с Лицинием, когда у Цибал в Иллирии и на мардийских полях Фракии Л. был побежден и был заключен мир, предоставляющий Норику, Паннонию, Далмацию, Дакию, Эпир, Македонию, Грецию, Иллирик К. В. В 317 г. оба правителя (им. К. В. и Лициний) по взаимному соглашению назначили себе преемников К. фл. Юлия Крижа и фл. Клавдия Константина, a Лициний сына своего Лициниана Лициния. Но вскоре возникшие недоразумения, разрешенные войной, привели к падению Лициния, который, после сухопутного при Адрианополе и морского при Галлиполисе поражений, должен был сдаться в Никомидии и вскоре казнен. Ввиду той поддержки, которую имел К. В. от христиан и знамени небесного "Hoc vince" (т. с. "сим победишь"), произведшего на него большое впечатление, К. В. выступил с некоторыми облегчениями для христиан, так, в 313 г. были клирики освобождены от личных податей, в 320 г. признано право завещания за клириками, в 322 г. запрещено насильно приводить христиан на языческие празднества и мн. другие. Держась нейтральной точки в своей политике по отношению язычества и христиан, не выступая ярко против первых и не способствуя слишком возвышению вторых, К. В. подготовил почву к возвышению христиан в правление своих преемников, он дал своим сыновьям христианское воспитание, созвал Никейский собор для улажения спора с арианами. Во внутреннем управлении он ввел лучший порядок, строго преследовал лихоимство и вымогательство, подвергая виновных в этом сожжению; он покровительствовал торговле, промышленности. Многие суровые наказания отменены, как распятие, присуждение к гладиаторству; но установлены строгие за отцеубийство, рабокрадство, чародейство, подделку монет, нарушение общественного благочиния. К. В. был строг для преступников, но гуманен для всех других, а также был щедр, популярен, красноречив. Он выстроил много христианских храмов в Риме, Константинополе, Палестине. Им сооружен храм на месте Рождества и Воскресения И. Христа, а в Риме т. н. константинопольский храм Спасителя, во имя ап. Павла, а также Петра-апостола, храм во имя св. Креста, св. Агнии, св. Лаврентия, муч. Петра и Марцеллина. Умер К. В. в 337 г., перед смертью крестившись, в Никомидии, в походе против персов. Пам. Константина, признаваемого святым и равноапостольн., в прав. цер. 21 мая.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.